Украина-Россия: 10 условий мирного сосуществования
27.01.2015
Украина-Россия: 10 условий мирного сосуществования

Отношения между Россией и Украиной, по мнению экспертов из этих стран, перешли из стадии стратегического партнерства в стадию вынужденного соседства. Так или иначе, государства, которые находятся сейчас в состоянии хоть и не объявленной, но войны, будут вынуждены находить модели для дальнейшего сосуществования. Естественно, вести подобные дискуссии на официальном уровне сейчас невозможно, однако экспертная среда неоднократно поднимала этот вопрос. В рамках публичной дискуссии, организованной Институтом мировой политики, состоялось обсуждение на тему: «Украина и Россия: условия мирного сосуществования». Главными спикерами выступили экс-заместитель Министра иностранных дел России, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Георгий Кунадзе и экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. К обсуждениям присоединились и другие дипломаты, в том числе, украинский правовед-международник, Чрезвычайный и Полномочный посол, бывший представитель Украины в Совете ООН по правам человека Владимир Василенко.
Мероприятие проводилось в рамках проекта «Украина: выход из кризиса через диалог», который реализуется совместно Институтом мировой политики и Кавказским Домом (Грузия) при поддержке Посольства Великобритании в Украине.
Война, состояние войны или военное положение
Георгий Кунадзе: Я занимаюсь международными отношениями очень давно, в своем время читал курс конфликтологии в МГИМО. Могу сказать, что не вижу ни одного ни международно-правового, ни нравственного, морального аргумента, которым можно было бы хоть как-то объяснить действия России в отношении Украины, и, в целом, действия России на постсоветском пространстве.
Я желаю Украине победить в борьбе не только за свою территориальную целостность, но и за свое право принимать решение относительно пути дальнейшего развития. Дело Украины правое. Бывшие советские республики, не считая трех балтийских стран, которые с момента оккупации держались отдельно и сразу после распада Союза выбрали западный вектор, не миновали тяжелейших проблем не только выбора пути развития, но и поиска своей новой национальной идентичности. В наиболее тяжелых формах эти проблемы переживает Россия. Практически все они, за исключением Украины и Грузии, выбрали квазисоветский путь. Именно Грузия, а затем Украина предприняли две попытки вырваться из советской парадигмы, хотя обе они остались незавершенными. Сегодня же Украина находится в процессе третьей такой попытки на постсоветском пространстве и она должна быть успешной. Тем более, для Украины стоит вопрос существования как независимого суверенного государства. Ее пример, как второго после России постсоветского государства по стратегической и геополитической важности, мог бы стать огромным стимулом для многих других постсоветских стран.
Георгий Кунадзе
Пока я не вижу возможностей перерастания гибридной войны в открытую. Потому я не понимаю тех, кто выступает за объявление войны, ведь это будет на руку России. Другое дело – объявление военного положения. Этот вопрос безусловно заслуживает внимания. Вообще, глядя со стороны, я оцениваю тактику и поведение украинского руководства как весьма эффективное. В очень сложных условиях удается балансировать на очень тонкой грани, не переходя ее и не создавая лишних поводов для активизации России, хотя она и сейчас достаточно активная и агрессивная. Впрочем, есть одна из важнейших проблем экономики Украины, которую нужно решать в экстренном порядке. Это – заведомо высокий уровень энергопотребления. В Украине потребление энергоносителей в два раза больше, чем в Грузии, а в Европе этот уровень еще ниже.
Владимир Василенко: Считаю, что Россия сегодня вдет против Украины тотальную войну. Она не гибридная. Окончательной целью этой войны является тотальное уничтожение государства Украина. Россиянам нужна Украина без украинцев и именно потому они хотят уничтожить украинскую идентичность. До развязывания агрессии Россия в течение десятилетий вела войну на истребление украинской идентичности. Такая война может закончиться успешно с использованием пятой колонны, пропаганды, но только в том случае, если мы останемся один на один с Россией. Однако устранение от власти Януковича сделало понятным, что Украина будет идти путем евро- и североатлантической интеграции. Это и спровоцировало агрессию.
Поскольку то, что Россия начала агрессию является фактом, речь может идти только об объявлении состояния войны. Это, согласно ст. 4 закона об обороне Украины, ответ на факт агрессии или угрозы агрессии. Введение военного состояния абсолютно не лишает страну права и возможности получать займы от отдельных государств и международных институций. Ни в одном уставе международных финансовых организаций нет норм, которые бы говорили о том, что государство, которое стало жертвой агрессии, лишается возможности получить помощь.
Точно также, совершенно беспочвенное утверждение, что страна, которая объявляет состояние войны, лишается возможности приобретать вооружение. У нас нет состояния войны, а кто нам продал вооружение? Это неправильный тезис. Существуют только два нейтральных государства – Швейцария и Швеция, – которые не могут продавать вооружение. Также, не могут оказывать такую помощь и те страны, которые четко обозначили свой нейтралитет. На сегодня таких практически нет. С моей точки зрения, проблема просто в нежелании брать ответственность за введение состояния войны высшим руководством государства, конкретно президентом Украины.
Владимир Огрызко: Я встречался со знакомым, который только вернулся с фронта. Его часть находится под Горловкой в Донецкой области. Он рассказывал вещи, от которых волосы дыбом встают. Российские войска зашли на территорию Украины, российские наемники, используя российскую технику, устраивают ужасные вещи. То, что происходит, является настоящей войной одной страны, которая называется Российская Федерация, против Украины. Гибридная она, или другая – не имеет никакого значения. Это брутальная открытая агрессия России.
Условия мира и НАТО как его гарант
Владимир Василенко: В краткосрочной перспективе я не вижу повода для надежд на то, что ситуация будет улучшаться. Мы наблюдаем упрямый отказ российской стороны исполнять Минские договоренности. Их исполнение могло бы нормализировать отношения между двумя государствами. Что же касается условий нормального, мирного существования, для того, чтобы это произошло, необходимы тектонические сдвиги в сознании российской властной верхушки. Материализацией таких сдвигов могло бы стать выполнение десяти пунктов:
1. Прекращение вооруженной агрессии против Украины и выведение Россией вооруженных формирований с территории Украины.
2. Отведение вооруженных сил России от границ Украины и прекращение угроз.
3. Возвращение оккупированных и аннексированных территорий.
4. Возмещение Украине всех убытков, причиной которым стал акт российской агрессии.
5. Привлечение к ответственности всех, кто причастен к военным преступлениям и преступлениям против человечности на территории Украины.
6. Выдача Януковича и всех членов его преступной группировки.
7. Извинения России за все преступления, совершенные против украинской нации в прошлом.
8. Решение проблем правонаследования, в том числе, возвращения Украине активов бывшего Советского Союза и тех сумм, которые незаконно присвоил Сбербанк.
9. Прекращение гуманитарной агрессии против Украины во всех измерениях и формах.
10. И, наконец, публичное официальное признание природного права Украины на получение членства в ЕС и НАТО.
Когда все эти условия будут выполнены, можно будет говорить о возобновлении нормальных цивилизованных отношений с Россией.
Пока мы этих процессов не наблюдаем. Для того, чтобы дать им начало, Украине нужно стать членом НАТО. Тогда будет поставлен крест на имперских амбициях России по созданию неоимперии, с включением в нее Украины. Это может случиться только тогда, когда в России поменяется власть: чекистская верхушка будет устранена, а президентом станет нормальный человек с демократической ментальностью и окружением, которое исповедует демократические принципы и будет элементарно уважать международное право. Я не совсем согласен с Владимиром Огрызко. Масса, которая сегодня поддерживает Путина, в условиях отказа от «геббельсовской пропаганды», тоже изменит свои взгляды. Главное – какой будет ведущая группа. Именно потому, что российский демократ-либерал заканчивается там, где начинается украинский вопрос, эту тенденцию может прекратить только членство Украины в НАТО. Тогда россияне поймут, что поезд ушел.
glavcom.ua
related_news:
31.10.2017
Українську фольклорну скарбницю збагатив і сільський учитель, подолянин Гнат Танцюра, який плідно працював на збирацькій ниві усної народ...
31.10.2017
Питання внутрішньо переміщених осіб є довгостроковим і потребує чіткого бачення розв’язання цих проблем, зазначили учасники міжнародного ...
24.10.2017
24 жовтня 2017 року Головний редактор газети "Міграція" І. Супруновський відвідав військовий госпіталь в м. Одесі, де при фінансовому спр...
comments:
no_commentsadd_comment: