Продовжуємо розпочату розмову з членом Колегії ДМСУ Олександром Львов...
main
Відкрита трибуна
Продовжуємо розпочату розмову з членом Колегії ДМСУ Олександром Львовичем Маліним щодо міграційної ситуації в Україні
01.03.2017
Продовжуємо розпочату розмову з членом Колегії ДМСУ Олександром Львовичем Маліним щодо міграційної ситуації в Україні
– Александр Львович, я знаю, что Вы, как член коллегии ГМСУ, стояли у истоков ее создания. Какую Вы можете дать оценку процессам, происходящим в миграционной службе: что уже удалось сделать, а что – нет?
– Для того чтобы ясно представлять, чего удалось добиться за последний год в миграционной службе, нужно отдать себе отчет, что было точкой старта в этом процессе. А точкой старта была миграционная служба, которая переняла исторические традиции ЮРФО, паспортных столов, системы МВД и основной костяк кадров в ГМС на тот момент был плоть от плоти частью старой системы организации паспортной иерархии.
На сегодняшний день мы имеем значительно более высокую квалификацию работников отделения миграционной службы, оптимизированные регламенты работы с беженцами и иностранцами, абсолютно новый порядок идентификации личности и абсолютно новое качество работы электронной базы данных единого демографического реестра, в котором сегодня происходит основная работа сотрудников миграционной службы. И то, что это сделано менее чем за полтора года – не имеет прецедентов ни в одной стране развивающейся демократии постсоветского пространства и Восточной Европы, которые выстраивали подобные системы.
– Начало оформления новых документов в форме ID-карточек стало большим событием для миграционной службы и для страны в целом, ведь речь идет о шаге к безвизовому режиму с Евросоюзом. В чем преимущества таких новых удостоверений личности?
– Почему это было важно. Украина стремилась получить режим безвизового въезда своих граждан в Евросоюз. Но, прежде всего, необходимо было выполнить целый ряд требований Евросоюза. В том числе обеспечить однозначную идентификацию граждан Украины. Ни для кого не секрет, что бумажные карточки персонального учета, хранившиеся в отделениях паспортных столов, никакой однозначной идентификацией не обеспечены. И всего за полтора года была построена система однозначной идентификации, результатом которой явилось начало производства и выдачи ID-карточек образца и качества, соответствующего ведущим европейским и мировым стандартам по емкости носителей и защищенности от возможности подделки. Таким образом, любой человек, который получил ID-карточку или биометрический загранпаспорт с точки зрения законодательства Евросоюза уже является однозначно идентифицированным. Поэтому его въезд на территорию стран Европейского Союза для самого ЕС становится абсолютно безопасным. Параллельно с этим было проведено ряд мероприятий с участием Государственной?пограничной службы по онлайн-доступу в базы данных лиц, разыскиваемых внутри страны, а также Интерполом. Было обеспечено взаимодействие единого демографического реестра миграционной службы с другими государственными реестрами, где содержится информация о лицах, которые не могут быть идентифицированы в связи с утерей баз данных на оккупированных территориях, АРК и т. д.
– Как организовано предоставление административных услуг гражданам Украины, которые проживают на временно оккупированной территории и в Крыму? Планируется ли что-то изменить в этих процедурах?
– Конечно, претерпел значительные изменения и регламент работы собственно рядового отделения ГМС. Сегодня территория Украины почти полностью покрыта системами электронных очередей. Либо уже установлено специальное оборудование для организации электронной очереди, либо идет хозяйственный процесс, который должен завершиться установкой и введением в действие данного оборудования. Упорядочен поток граждан, которые могут записаться на прием в режиме онлайн на интернет-ресурсе ГМС и граждан, которые пришли очно в отделение ГМС. Таким образом устраняются спекуляции хитроумных мошенников, которые организовывали платные очереди при записи, и снимается ажиотаж.
– Каково состояние борьбы с коррупцией в миграционной службе. Какие шаги целесообразно осуществить для преодоления коррупции в миграционной сфере?
– К концу 2016 года увеличилась концентрация специальной компьютерной техники программного обеспечения. Такая техника закуплена и сейчас находится в стадии подключения и установки в подразделениях ГМС. Это стало причиной беспрецедентной концентрации оборудования, оптимизации ручного труда и, конечно, значительно повысилась эффективность работы отдельно взятого сотрудника аппарата ГМС.
Безусловно, все эти нововведения ни в коем разе не снимают застарелую проблему функционирования любой государственной службы, особенно той, которая оказывает услуги населению. Это проблема коррупции и поисков способов борьбы с ней. Будет ошибкой считать, что единственным способом борьбы с коррупцией является резкое повышение зарплат сотрудникам, как и ошибкой будет рассчитывать на то, что без этого можно обойтись. Также неправильно будет полагать, что для полного искоренения коррупции необходимо резкое увеличение степени жесткости наказания за эти нарушения, как и неверно будет думать, что без этого можно обойтись.
Правда заключается в том, что только «кнутом либо пряником», которые должны быть припасены непосредственно как для рядовых сотрудников ГМС, так и для руководящего состава, можно вообще добиться какого-то результата.
Правда заключается в том, что успех в борьбе с коррупцией предусматривает системные изменения, когда система и регламент ее работы устраиваются таким образом, что делается невозможным ручное вмешательство отдельно взятого сотрудника и, соответственно, устраняется главный принцип коррупции: выгода, которую можно приобрести или предоставить кому-то другому.
Такая работа может состоять из двух основных элементов. То, что сейчас и происходит. Разделение общего процесса выдачи документов на две части. На прием документов и на принятие решения об их выдаче. Когда прием документов происходит в одном органе, например в центре предоставления административных услуг, а принятие решения о выдаче либо отказе в выдаче этих документов происходит непосредственно в подразделении ГМС и его сотрудник принимает решение без возможности прямого контакта с заинтересованным гражданином, обратившимся за таким документом. Это базовое условие искореняет возможность коррупционных действий, то есть вымогательства взяток со стороны работников ГМС.
В идеальном варианте, как это и планировалось в 2015 году, когда творческий коллектив писал программу реформирования миграционной службы, сама миграционная служба должна в дальнейшем играть роль исключительно БЭК-офиса, который не проводит работу с гражданами напрямую. Это станет возможным, когда степень концентрации предоставления административных услуг: государственных, коммунальных, областного, районного уровня и т. д. покроет потребность в спросе со стороны населения документов, выдача которых находится в компетенции ГМС. Сейчас это в процессе, но данный путь нужно ускорять. Нужно повышать усилия, направленные на достижение вышеуказанной цели, потому что это базовый и основной способ побороть коррупцию.
Вторая часть как раз состоит из того «кнута и пряника», о котором я говорил. Безусловно, возлагая ответственность на работников миграционной службы за принятие решения об идентификации личности гражданина, нужно защитить работника ГМС от коррупционных рисков достойной заработной платой.
Не нужно испытывать иллюзий, что это может быть сделано за один день. Определенный рост зарплат происходит. Нужно сказать, что он крайне незначительный, и по мере увеличения экономического подъема в государстве в целом будем надеяться, что правительство будет учитывать необходимость такого роста не только по отношению к сотрудникам ГМС, но и ко всем работникам органов исполнительной власти.
При этом должна быть безусловно усилена работа правоохранительных органов для того, чтобы сформировать понимание у всех работников государственного аппарата, что принцип неотвратимости наказания, заложенный в нашей Конституции, есть, работает и никто, заслуживающий наказания за преступление закона, его не избежит.
Думаю, что такая работа будет продолжаться долго. В общем-то, можно сказать, что такая работа должна вестись всегда. Нельзя считать, что на какой-то конкретный момент коррупцию удалось побороть. Это ошибка.
– Бытует мнение, что новоприбывшие эмигранты при трудоустройстве склонны отдавать предпочтение открытию собственного, часто семейного бизнеса, например в сфере общественного питания. Так ли это?
– Нужно понимать, что заниматься бизнесом в сфере основных услуг на потребительском рынке всегда склонны люди, у которых склад характера и образ мышления направлены на организацию самозанятости. Это люди, которые готовы вести бизнес на свой страх и риск и не зависеть от государства или от частного лица, как от работодателя.
Люди, которые приняли решение покинуть свой родной дом и свою родную страну и уехать в полную неизвестность, уже сами по себе способны к принятию важного самостоятельного решения. Исходя из общей психологии, они склонны к принятию и бизнес-решений, поэтому не нужно скатываться к банальному расизму, отслеживая данные о количестве беженцев, получивших вид на жительство и работающих в сфере малого и микробизнеса, в сфере общепита и бытовых услуг, торговли и т. д. Это происходит совершенно естественно.
– Несет ли в себе эмиграция в Украину криминогенные риски? Если «да», то что надо сделать, чтобы их минимизировать?
– Миграция всегда несет в себе криминогенные риски, либо массовая, либо одиночная. Любой нелегальный мигрант – это человек, который был готов к тому, что он нарушит ряд законов, как своей страны, так и нашей. Это не означает, что нелегал является латентным или профессиональным преступником, но это значит, что такая вероятность существует, и он должен быть окружен всесторонним вниманием и контролем для предупреждения таких рисков.
– В настоящее время одним из своих самых острых проблем беженцы называют получение жилья. Как, по Вашему мнению, необходимо решать эту проблему?
– Сегодня наше государство практически не способно решать, с гуманитарной точки зрения, проблему обеспечения временным или постоянный жильем лиц, получающих право на временное или постоянное пребывание в Украине. К сожалению, мы сегодня не способны обеспечить бесплатным жильем даже граждан нашей страны, которые по Конституции должны быть такой возможностью обеспечены, поэтому речь не может идти про обеспечение не граждан.
На период разбирательства и принятия решений беженцы помещаются в спецучреждения для временного пребывания, которые бывают двух типов: с ограниченным и свободным доступом, в зависимости от режима рассмотрения вопроса. Говорить, что мы планируем решать жилищные проблемы мигрантов, и вообще рассматривать данный вопрос, было бы цинично и неправдиво. В ближайшем будущем решать эту проблему и рассматривать такой вопрос мы не будем, потому что в государственном бюджете нет для этого экономических и финансовых предпосылок.
– Какой тип расселения натурализированных мигрантов более предпочтителен?
– В Западной Европе мигрантов поселяют компактно в жилье полугостиничного типа, общежития для мигрантов. Не считаю, что это удачное решение для Европы, а, соответственно, не является таким же для Украины. Как показывает опыт Германии, районы, в которых расположены центры расселения мигрантов, становятся криминогенными. Рассеивание этих мигрантов в общей среде законопослушных и добропорядочных граждан может усиливать эффект социальной адаптации одиночки в среде. А компактное расселение способствует групповой психологии, обособлению и замедленной интеграции этих людей в европейском обществе.
– Уважаемый Александр Львович! Мы знаем, что Грузия уже получила безвизовый режим. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Украины в решении этого вопроса?
Украина безусловно получит безвизовый режим в нынешнем году. Это могло бы случится раньше, но, к сожалению, мы стали заложниками внутриевропейской дискуссии, не имеющей к Украине прямого отношения.
Именно на этапе введения безвизового режима для Украины в ЕС встал вопрос противодействия тем странам, чьи граждане злоупотребляли безвизовым режимом.
С учетом глубокой забюрократизированности работы института управления ЕС они и так справились достаточно быстро. Поэтому нам остается только ждать и углублять реализацию начатых нами реформ.
Интервью провел
И. П. Супруновский
related_news:
31.10.2017
Українську фольклорну скарбницю збагатив і сільський учитель, подолянин Гнат Танцюра, який плідно працював на збирацькій ниві усної народ...
31.10.2017
Питання внутрішньо переміщених осіб є довгостроковим і потребує чіткого бачення розв’язання цих проблем, зазначили учасники міжнародного ...
24.10.2017
24 жовтня 2017 року Головний редактор газети "Міграція" І. Супруновський відвідав військовий госпіталь в м. Одесі, де при фінансовому спр...
comments:
no_commentsadd_comment: